пятница, 29 ноября 2013 г.

Словарь алхимических понятий и выражений

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

АЛХИМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ВЫРАЖЕНИЙ


Арефьев А.Б.


АБРАКСАС В магических схемах длинное тело символического дракона, было построено по схеме "абраксас" (откуда и произошло двоякообращенное слово-заклинание "абракадабра", abrac-ad-abrac), то есть по бинарному (двойственному) типу: 1) крылатое, "летучее", "возвышенное" в верхней части; ползущее или плывущее, "приземленное" в нижней; 2) спереди - неровные и острые бьющие вперед зубы; сзади гладкий и ровный - бьющий поперечно хвост; 3) вверху - голова, логика и разум; внизу - низменные половые чувства и похоть. И - так далее.
АДЕПТ - последователь алхимического учения, его исследователь и знаток, приверженец, посвященный.

АКТ ПОЛОВОЙ короля и королевы - слияние философских серы и ртути
АЛЕМБИК - округлый керамический или стеклянный сосуд, применявшийся для химических реакций.
АЛХИМИЯ - видимо, от слов "аль-хеми", т.е. земля, из земли, земли (вещества).
АМАЛЬГАМА - смесь ртути с "растворенным" в ней каким-либо металлом (известно амальгама в зеркалах и т.п.)
АТАНОР - специальный горн, печь, для поддержания температуры во время реакции.

БАЛЬЗАМ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ - распространенное название Великого эликсира.
БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ "Руки Философов" (по И. Голланду) , - был прикрыт фонарем, означая квасцы (сложные алюмо-калиевые сернокислые соли).
БЛИЗНЕЦЫ - знак зодиака, соотнесены, как знак Воздуха (летучий воздушный) с операцией "фиксации". Именовали так превращение летучих (воздушных) веществ в нелетучие, с приданием летучим веществам - постоянства.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ "Руки Философов" (по И. Голланду) прикрытый луной(знаком серебра) нес на себе корону. Это "король" обозначало селитру (соль азотной кислоты).
БРАК - реакция соединения, нередко изображаемая в виде наглядного недвусмысленного рисунка с натуральным и откровенным половым актом, символически подразумевая реакцию философских серы и ртути, с получением "волшебного" красного порошка, начала начал - серной ртути.

ВАННА (купель) для короля и королевы - очищение веществ (купелирование), причем здесь различалась, соответственно, "мужская ванна" и "женская ванна" (не путать с песчаной или водяной баней, для нагрева).
ВЕЛИКИЙ ЭЛИКСИР - водный или спиртовой раствор "Философского Камня", который считали несравненным лекарством.
ВЕНЕРА - планета в небе сравнивали с голубой от патины медью (хотя сама медь - красная).
ВЕНЧАНИЕ- имеет смысл - соединяя вещества, полный процесс так и назывался - "алхимическая свадьба", что не раз описывалось в стихотворных инструкциях или рисовалось в виде полового акта "короля" и "королевы".
ВЕНЧАНИЕ - обозначало обработку одного вещества другим, их соединение.
ВЕСЫ -знак зодиака, соотнесены, как знак Воздуха, с операцией "сублимации", возгонки сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии "острого" пламени.
ВОДА ЖАВЕЛЕВАЯ - водный раствор смеси солей соляной и хлорноватистой кислот.
ВОДКА КРЕПКАЯ - кислота, обычно азотная.
ВОДКА ЛИПКАЯ - металл, растворенный в концентрированной кислоте (или их смеси). Концентрированная серная кислота имеет очень густую консистенцию, и "липкость" могла приписываться именно ей.
ВОДКА ЦАРСКАЯ - смесь азотной и соляной кислот, позволяющая растворять и золото.
ВОДОЛЕЙ - знак зодиака, соотнесен, как знак Воздуха (пара), с операцией "умножения"(мультипликации), т.е. многократного увеличения навески "философского камня", масса которого увеличивается (расширяясь, подобно пару).
ВОДЫ - вещества жидкие, обычно, растворы

ГЕРМАФРОДИТ - вещество с двойственными свойствами, подобие полового акта "короля" и "королевы", но с еще более глубоким "взаимопроникновением". Почти то же самое обозначали "ребис" и "абраксас". От последнего, кстати и произошло знаменитое слово-заклинание: Абракадабра!, видимо, буквально -"Верх и Низ - подчинитесь!", от изображения абраксаса.

ДЕВА - знак зодиака, соотнесена, как знак Земли(грязи) с операцией "дистилляции", т.е. очистки от загрязняющих примесей, "обычно в водяной бане.
ДИСТИЛЛЯЦИЯ(по Пиоббу), distillatio, - это "дождь" очищенной материи, т.е. элементов спасения, разделенных в предыдущих действиях.
ДРАКОН АЛХИМИЧЕСКИЙ был одним из наиболее часто упоминаемых и применяемых "драконов" , который, в зависимости от контекста обозначал состояние, процесс или вещество. "Не стой между драконом и яростью его..." - говорится у Вильяма Шекспира в пьесе "Король Лир". Ярость дракона, который не может броситься на обидчика, выражалась в многозначительной символике: "дракон кусает собственный хвост" (т.е. замыкает цикл химического и временного процесса).
ДРАКОН БЕЗ КРЫЛЬЕВ - это "сера", мужское и устойчивое. Крылатый дракон - это "меркурий": летучее, женское.
ДРАКОН ДВОЙНОЙ. Иногда средняя фаза и состояние лишь подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: "Сера" и "Меркурий" (ртуть). Их изображали тогда двумя драконами, составлявшими единый круг-цикл. В кругу этом дракон с крыльями, представлял, соответственно, летучего Меркурия (формально - неустойчивость, слабость, "женские" свойства), а дракон без крыльев изображал "Серу" (устойчивость, крепость, "мужские" свойства).
ДРАКОН КРЫЛАТЫЙ - отображал "летучую природу" вещества (например, пар - для воды). Дракон Бескрылый - символизировал устойчивую, фиксированную фазу(например, лед или же - саму воду); Соединение крылатого и бескрылого драконов выражало наличие и того и другого свойства, одновременно, взаимопереход и борьбу их между собой, например, во время простой химической перегонки. Как витки коры (знак гонца, "змеи") в символическом кадуцее (жезле) Меркурия, так и эти два дракона - то соединены друг с другом, то разъединены. Сражение и единение драконов знаменовало собой разделение составляющих компонентов ("пурфакцию").
ДРАКОН ТРЁХГЛАВЫЙ. "Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы, - пишет, например, де Эспанье в трактате "Арканы философии Гермеса". - Золотое руно (т.е. секрет изготовления Философского Камня и золота - А.А.) сторожит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая - земля, третья - воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов".
ДРАКОН ЧЕРНЫЙ (по Ж.Б.А. Дюма) - мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем она начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца. Алхимик говорит, что Черный Дракон сожрал свой хвост (т.е. совершил "цикл", вернулся в прежнее исходное состояние - А.А.) и обратился в Зеленого Льва. Его опять переводят в свинцовый сахар и повторяют описанную процедуру".
ДРАКОН, ЛЕЖАЩИЙ ПОД НОГАМИ ЧЕЛОВЕКА, как основа и опора обозначал единство материи. Два дракона, ловящие себя за хвосты - взаимопревращения веществ, а один дракон ловящий себя за хвост - взаимопревращения состояний одного вещества.

ЖЕЛЕЗО (Fe) - алхимически обозначалось, разумеется, мускулистым воином с мечом и щитом, в высоком шлеме, в латах "древнеримского" образца (Марс, Арей).
ЖЕЛТУХА - "желтая" болезнь, которую, пробовали лечить желтыми лютиками - за сходство по цвету. как пишет Генрих Корнелий Агриппа в своей "Оккультной философии". Аналогично, золото пытались выделить из любого "жёлтого" вещества, из аурипигмента(минерал, содержащий мышьяк), из рыжих волос, даже из человеческих фекалий или мочи.
ЖИР МЕДВЕЖИЙ - желто-коричневатое, "золотящееся" густое вещество, которое, как и всякий жир (в том числе человечий) использовался всего лишь для замешивания различных снадобий, для лучшего втирания в кожу.

ЗЕМЛИ - твердые сухие сыпучие вещества.
ЗОЛОТО (Au) обозначалось - солнцем (светило того же цвета, что и золото), или символической "солнечной" рожицей с лучиками, солнышком, фигурой в доспехах с "солнечным" ликом, окруженном острыми шипами лучей (боги - Аполлон, Гелиос).

ИПОСТАСЬ МУЖСКАЯ ИЛИ ЖЕНСКАЯ - объединение веществ часто рассматривали как единение "мужского" и "женского", графически отображая это в виде недвусмысленного полового акта. "Супругом" здесь чаще была сера (S), "супругой" - ртуть (Hg), либо, соответственно, золото (король, царь) и серебро (королева, царица).

КАЛЬЦИНАЦИЯ (по Пиоббу), calcinatio, заключается в "смерти мирского", т.е. в отрешении от всех жизненных интересов и внешнего мира.
КАМЕНЬ ВИННЫЙ КАМЕНЬ - соль винной кислоты, получавшийся из осадка на стенках винных бочек.
КВАСЦЫ - двойные сернокислые соли, которые, при потере кристаллизационной воды, называются уже "жжеными квасцами"
КИСЛОТЫ - на рисунках и в текстах часто символизировались "львами", пожирающими Солнце (золото) или Луну (серебро).
КОЗЕРОГ - знак зодиака, соотнесен, как знак Земли (земли, гумуса, навоза) с операцией "ферментации", брожения и гниения под воздействием тепла.
КОЛЧЕДАНЫ - природные необработанные руды с содержанием сульфидов: железный или серный колчедан - FeS2 (пирит); медный колчедан CuFeS2 и пр.
КОНЪЮНКЦИЯ (по Пиоббу) - соединение, conjuctia, символизировало объединение противоположностей (coincidentia oppositorum).
КОРОЛЕВА - ртуть или серебро, нечто подвижное, неустойчивое (буквально - "женское"), поддающееся напору и воздействию.
КОРОЛЬ - сера или золото, нечто константное, устойчивое, не поддающееся воздействию
КУПОРОСЫ - сернокислые соли. Белый купорос - сернокислый цинк, ZnSO4 x 7H2O Зеленый или железный купорос - сернокислое железо, FeSO4 x 7H2O, медный купрос - CuSO4 x 5H2O.
КУХНЯ ЧЕРНАЯ - лаборатория алхимика, имевшая, весьма нередко черные, прокопченные стены.

ЛЕВ - знак зодиака, соотнесен, как знак Огня, с операцией "варки" (коксио), при воздействии медленного огня.
ЛЕВ ЗЕЛЁНЫЙ (по Ж.Б.А.Дюма) - массикот (желтую окись свинца).
ЛЕВ КРАСНЫЙ (по Ж.Б.А.Дюма) из Льва Зеленого при дальнейшем прокаливании превращается в Красного - красный сурик.
ЛЕВ КРАСНЫЙ лев - красная окись ртути, по другой версии -сера, или же, даже, золото.
ЛИЛИЯ БЕЛАЯ - очищенная соляная кислота, по другой версии - серебро или ртуть.
ЛУНА "БЕЛАЯ" в небе - сопоставлялась с белым серебром.
ЛУНА (или полумесяц) - серебро.

МАРС - планета в небе. Красное от ржавчины железо считалось металлом красного мутновато светящего в ночном небе Марса, кровавого бога войны(хотя само железо - белое).
МАСЛО КУПОРОСНОЕ - концентрированная серная кислота.
МАТКА, то же, что и "Философское яйцо" - особый толстостенный сосуд из стекла, в форме яйца.
МЕДЬ (Cu) - изображалась в виде оголенной во всех привлекательных местах красивой женщины(Венера, Афродита).
МЕРКУРИЙ - как яркая (ближайшая к Солнцу) маленькая планета в ночном небе, отождествлялся с юркими блёсткими шариками ртути, так и называемой, "меркуриум".
МИЗИНЕЦ "Руки Философов" (по И. Голланду) - с ключом, обычная поваренная соль(хлористый натрий), ее обозначали и белой змеей).
МЫШЬЯК - некоторое соли мышьяка по виду напоминали золото, а попутно использовались, опять-таки, как яды.
МЫШЬЯК - обозначался как скрученная взвивающаяся вверх змея. Это, вероятно, было связано с химическими свойствами мышьяковистых соединений, порождающими опасные ядовитые газы.

НАГРЕВАНИЕ - мог обозначать хромец, поскольку бог Вулкан - бог подземного огненного мира был хром.
НЕЧИСТОТЫ - на одежде короля и королевы обозначали, буквально, неочищенность, посторонние примеси.

ОВЕН - первый знак европейского зодиака, соотнесен, как знак Огня, с операцией "кальцинации", то есть с обжигом, превращением плавких веществ в неплавящиеся (в окислы). Считалось, что образуются металлы, неподверженные изменению, а значит, расположенные ближе к золоту.
ОЛОВО (Sn) - мощный внушительный мужчина(Юпитер, Зевс).

ПЕЛИКАН - сосуд с длинной шейкой, подобный реторте отходящей под углом, отдаленно напоминая клюв пеликана, предназначался для непрерывно дистилляции.
ПЕЧАТЬ - герметическая - сосуд, герметически закрытый на все время процесса.
ПЕЧЬ, АЛХИМИЧЕСКАЯ ПЕЧЬ - то же, что атанор.
ПУТРЕФАКЦИЯ (по Пиоббу), putrefactio, является следствием первой и заключается в отделении бренного праха.

РАК - знак зодиака, соотнесен, как знак Воды, типично водное животное, с "водной" операцией, с "растворением" (солюцией), которое применяли как прием разделения веществ.
РАСТВОРЕНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ - изображалось как "пожранные" солнце и луна (золото и серебро), или как побежденные Аполлон и Диана (соответственно, бог солнца и золота, богиня луны и серебра).
РЕТОРТА - округлый, почти шарообразный сосуд с длинным, отходящим сверху в бок длинным носиком, откровенно подражающий по форме воспроизводящему мужскому органу.
РТУТЬ - как королева, также, нагая, голая, "доступная", с одной лишь короной, как символом-идентификатором.
РТУТЬ ФИЛОСОФСКАЯ (по Ж.Б.А.Дюма) - свинец.
РТУТЬ (Hg) - изображалась в виде крепкого юноши, с крылышками по бокам шлема и у сандалет (Меркурий).
РТУТЬ, Меркурий - не обязательно сам металл. Это было обозначение свойств или процесса. Пассивное начало, Женские свойства, Женщина, Королева, одета в белое, Белая женщина, Воздух и Вода; Холод и Влажность(жидкость), Неустойчивость и неточность, Орел, царь птиц (летучий) Крылатый дракон (летучий); Супруга, сука, мать; Обычное молоко
РУКА ФИЛОСОФОВ - символический рисунок (например, из сочинения Исаака Голланда (XV век) На ладони руки изображена рыба, серебристая как ртуть - она и была здесь символом ртути. Рыбу окружает огонь- символ горючей серы. Из их соединения, как пальцы на ладони "возникли" (выводились) еще пять веществ, знаки которых были проставлены над каждым пальцем:
1) большой палец, прикрытый луной (знаком серебра) нес на себе корону. Это "король" и обозначал селитру(соль азотной кислоты); 2) указательный палец - нес шестиугольную звезду, обозначая железный купорос(сернокислое железо); 3) средний палец, со значком солнца(символ золота) - нашатырь(хлористый аммоний); 4) безымянный палец, - был прикрыт фонарем, означая квасцы(сложные алюмо-калиевые сернокислые соли); 5) мизинец - с ключом, обычная поваренная соль(хлористый натрий), ее обозначали и белой змеей).
РЫБЫ - знак зодиака, соотнесены, как знак Воды с операцией "бросания" (проекция), по буквальной аналогии бросания рыбы в сосуд, где она оживает.

САТУРН - планета в небе. Тусклому и медленному, "тяжелому", словно несущему свинцовую тяжесть Сатурну сопоставили "сатурний", тусклый и тяжелый металл, свинец.
СВАДЬБА ХИМИЧЕСКАЯ - соединение серы и ртути философов в философском яйце, один из наиважнейших по их мнению, процессов, поскольку желтая золотистая сера несла с собой цвет и твердость, а серебристая ртуть - металлический блеск и тяжесть. Серу здесь называли "отцом", "мужчиной", "королем", т.е. активным началом. Ртуть "матерью", "женщиной", "королевой", т.е. пассивным началом.
СВИНЕЦ - изображался как Сатурн (или скелет) с косой.
СВИНЕЦ (Pb) - показывался или в виде одноногого старика с серпом, или, даже, как скелет, смерть, с косой в руках (Сатурн, Кронос, Хронос).
СЕЛИТРА - обычно, нитрат калия.
СЕРА - могла обозначаться как король, подчас голый, с одной лишь короной на голове.
Сера - не обязательно реальная сера. Это было обозначение свойств и процессов. Активное начало, Мужские свойства, Мужчина, Король, одет в красное, Красный человек, Огонь и Земля, Жар и Сухость, Устойчивость и точность, Лев, царь зверей(земной), Бескрылый дракон(земной), Супруг, кобель, отец; Кислое молоко.
СЕРЕБРО БЫСТРОЕ, "Серебряная вода", "змеиное молоко" - ртуть.
СЕРЕБРО (Ag), аналогично, обозначалось или просто лицом, в форме полумесяца, или полуобнаженной женщиной, Луной, с полумесяцем на голове(богини - Диана, Селена).
СКОРПИОН - знак зодиака, соотнесен, как знак Воды, жидкости, с операцией "сепарации", фильтрации, отцеживания, отделения взвесей(суспензий) от жидкости, маточного раствора.
СЛИЯНИЕ СЕРЫ И РТУТИ - половой акт "короля" и "королевы"
СОЛНЦЕ "желтое" в небе - сопоставляли с желтым золотом.
Солнце -золото.
СОЛЮТАЦИЯ (по Пиоббу), solutio , обозначает очищение материи.
СОСУД ТРОЙНОЙ - собранный комплекс из атанора(горна), чаши и философского яйца. Рабочая установка алхимика.
СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ "Руки Философов"(по И. Голланду), со значком солнца(символ золота) - нашатырь (хлористый аммоний);
СТЕКЛО - имеется в виду стеклянная толстостенная колба, "философское яйцо".
СТРЕЛЕЦ - знак зодиака, соотнесен, как знак Огня, с операцией "размягчения" (церация), обращения твердого вещества в воскообразное, чаще, с помощью нагревания на Огне.
СУБЛИМАЦИЯ (по Пиоббу), sublimatio, символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям. В геральдике эта стадия изображается в виде бескрылого существа, схваченного крылатым существом, а иногда эта стадия представлена мифом о Прометее.
СУРЬМА - символизировалась в виде волка. Соответственно процессы употребления сурьмы иллюстрировались поступками волка, который догонял, кусал или грыз какую-либо символическую фигуру, обозначающую, обычно, другой металл(например, короля, золото).
СЫН СОЛНЦА - это, разумеется, золото, за сходство цвета.

ТЕЛЕЦ - знак зодиака, соотнесен, как знак Земли, твердой и надежной, с операцией "коагуляции". Так называли затвердевание жидких веществ.
ТРАНСМУТАЦИЯ (буквально, переход, перевод), "Сила трансмутативная". - термин произведенный от слова "транс" - через, и "мутация" - перемена, изменение. Под трансмутацией подразумевали превращение металлов, чаще всего - в благородные, в золото или серебро.
ТРИ ДРАКОНА. Хватающий себя за хвост дракон - Уроборос" из "Хризопеи" Клеопатры, долгое время присутствовал как эмблема одной из занимательных рубрик журнала "Химия и Жизнь". Хвост дракона - символ мужского начала(фаллоса) и рот дракона -символ женского начала(влагалища)были здесь совмещены. Эмблемой "Уробороса" древние греки, философы-гностики изображали первичную материю, сразу в трех лицах: существующую, созидающую и уничтожающую саму себя(подобно индийскому троебожию, "Тримурти"). Как уже упомянуто, в центре круга, составленного телом такого дракона, они писали формулу: "Единое - есть все". Для алхимии подобная триада выражалась в символах металличности, неметалличности(в химии- Металлы и Неметаллы) и смешения этих свойств, выражаясь значками Ртути, Серы и Соли(по Парацельсу). Эти же принципы означались тремя драконами(змеями) или одним драконом, но с тремя головами, чтобы показать, что все они имеют один корень - первичную материю, подобное Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном.
ТРИ КОРОНОВАННЫХ ЗМЕИ - вокруг треугольника в сочинении Василия Валентина - три исходных начала, триединство, а дракон в центре треугольника - первичную материю.
ТРИ ЦВЕТКА - что держит королева, означали, что очищение должно быть повторено три раза.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ "Руки Философов" (по И. Голланду) - нес шестиугольную звезду, обозначая железный купорос(сернокислое железо);
УМЕРЩВЛЕНИЕ, т.е. подавление активных свойств мог обозначать скелет с косой, смерть.
УРОБОРОС - Одним из символических драконов был знаменитый "Уроборос"или "Ауроборос" средневековых алхимиков, безнадежных искателей легкого в своей добыче золота и эликсира вечной жизни, где "ауро"(auro) переводится примерно как "завиток", например, уха (аурикулюс) или самородка золота(аурум), что явно сходно с "аеро"(клубящийся воздух), "аура", и "ореол". Такой "дракон, кусающий свой хвост", глубочайший по сути символ вечного цикла, использовался, в частности, для обозначения некоторых этапов перегонки и возгонки, например, при чистке от примесей, когда вещество, испаряясь, поднимается вверх, а затем, охладившись, вновь стекает вниз. Тот же Ауроборос, но уже более абстрактный, в известной мере ассоциировался с течением времени и с вечным циклом зодиака - круга созвездий, по которому тысячелетиями проходит Солнце(для земного наблюдателя, разумеется). На его теле или внутри его кольца иногда имелись девизы, типа "В едином - Всё"(Hen to Pan), как, например, в сочинении "Кодекс Марциана"(II в.н.э.).
УРОБОРОС. Эта, уже тысячелетия существующая эмблема, от древнегреческого "Уробороса", до взбешенного дракона на гравюре Мариуца Эшера (Эсхера), по сей день сохранила свой смысл - некоих яростных сил, которым не дают вырваться наружу, словно веществу, прокаливаемому или перегоняемому в колбе. Дракон, кусающий свой хвост, стал яркой эмблемой алхимии, древней науки постижения богатств и таинственной премудрости.

ФИКСАЦИЯ (по Пиоббу) Последняя стадия является философcкое затвердевание, то есть неразрывное соединение принципов сгущенности и летучести: мужское начало(в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости".
ФИКСАЦИЯ РТУТИ -отвердевание ртути, которое считалось непременным условием при превращении ртути в золото(с изменением цвета в желтый).
ФИКСИРОВАННАЯ(ТВЕРДАЯ) РТУТЬ - обрубание крылатых ног Меркурию(напомним, "меркуриум" - ртуть).
ФИЛОСОФ - название алхимика в старые времена.
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ - судя по всему, восстановление золота из его соединений оказалась главной тайной алхимиков. Этому способствовало тяжёлое соединение золота, "камень мудрецов", "Lapis phylosophorum", "Большой магистериум"(Magisterium Magnum),"Великий эликсир", "Квинт-эссенция" и тому подобное.
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ. Свойства. Конечной целью алхимии было- получение Философского Камня, вещества, способствующего, как уверяли, получению многих благ сразу, в частности: 1) Бессмертия - раствор Камня подчеркнуто назывался "живой эликсир", "великий эликсир", "квинэссенция"; 2) Здоровья - поскольку это универсальное лекарство, "универсальный медикамент", "великая тинктура"; 3) Богатства - ибо Философский Камень, "великий магистериум"("маг" - волшебник, мастер), по легенде, позволял, прималом своем количестве обращать в "совершенное" золото во много раз большее количество "несовершенных" металлов(свинца, олова, ртути и пр.); 4) Мудрости - потому что человек, оказавшийся способным получить "Философский Камень", "Камень Мудрецов" явно достиг некоей наивысшей ступени, осознание которой позволяет объяснить все и вся.
ФИЛОСОФСКОЕ ЯЙЦО - особый толстостенный сосуд, чаще из прозрачного стекла, в форме яйца. Другое его название было "матка", поскольку процесс отождествляли с рождением. Еще его именовали - сферой, гробом, темницей, перегонным кубом и т.п.

ЦАРИЦА (королева) свежеполученное, как считали, универсальное жизненное лекарство, аналог "Философского Камня", но уже не в алхимии, а в медицине. "Панацея", рождала раствор "Великого эликсира", который, как полагали, излечивал все, даровал бессмертие или долголетие.
"ЦАРЬ МЕТАЛЛОВ" или просто "царь"(король) - золото,

ЧАША - как правило, песочная баня, наполняемая золой или песком, куда опускалась колба философского яйца.

ШКОЛА - намек на тайные ордена "философов", где алхимия и поиск "Философского камня", в целях привлечения все новых "платежеспособных" членов, были одним из главных занятий.
ШПАТЫ - твердые породы. Например, "шпат тяжелый" - сернокислый барий BaSO4; "полевой шпат"; "плавиковый шпат".

ЩЕЛОК - различные виды щелочей.

ЭКСКРЕМЕНТЫ И ГНИЛОЕ ДЕРЕВО, те компоненты что имеют желтоватый цвет, т.е. цвет золота, брались не случайно. Согласно магическому "принципу подобия", "симпатии", как основному принципу магии, многие алхимики опробовали такие рецепты, включая желтые материалы.

ЮПИТЕР - планета в небе. Считался "электрум", природный сплав золота и серебра, а позже - олово.

ЯЙЦО ФИЛОСОФА - стеклянная толстостенная колба



arfon2.narod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий